В прошлом году была еще одна статья (1) о работе Центра функциональной медицины, о котором я читала вчера. Тоже ретроспективный анализ. Взяли данные о 7252 пациентах, обратившихся за помощью между 1 апреля 2015 г. и 1 марта 2017 г., из них 5657 в клинику, не использующую подход функциональной медицины (Центр семейной медицины), и 1595 — в Центр функциональной медицины.
При каждом посещении врача пациентам во время ожидания предлагалось заполнить электронную версию опросника качества жизни (PROMIS GH). В исследовании сравнивались баллы по этому опроснику на момент начала лечения, через 6 месяцев и через 12 месяцев. В целом люди, которые идут в Центр функциональной медицины, на момент начала лечения чувствуют себя хуже психологически и физически, у них меньше доход, а также реже встречаются диабет и гипертония.
Были подобраны пары пациентов с одинаковым диагнозом, сходным состоянием и сходными демографическими характеристиками, в итоге осталось 398 пациентов Центра функциональной медицины и столько же — Центра семейной медицины. Обнаружилось, что через 6 месяцев пациенты Центра функциональной медицины чувствуют себя значимо лучше физически и психологически, чем пациенты Центра семейной медицины (p<0.001). Эти улучшения остались значимыми и при повторном измерении через 12 месяцев после начала лечения. При этом у большего количества пациентов Центра функциональной медицины состояние сильно изменилось к лучшему (разница в баллах опросника PROMIS GH > 5) по сравнению с пациентами Центра семейной медицины.
Мораль сей басни такова:
Если уделять пациентам больше времени (60-75 минут на первичном приеме), работать с теми, кто верит в твою модель (что едой, детоксификацией и настройкой сна и физической активности можно исцелить много болезней) и уже исчерпал все остальные варианты, работать командой из врача-специалиста, коуча здоровья и нутрициолога, с возможностью отправить пациента к психологу – специалисту по изменению привычек, — люди лучше здоровеют.
***
Вот когда я отваживалась разговаривать с людьми про лечебное питание, мне сильно не хватало команды врачей-специалистов, принимающих эту модель (и желательно в каждом городе, откуда были собеседники), и мне не хватало навыков, связанных с консультированием по изменению привычек. Еще, конечно, мне не хватало выхода на сеть поддержки, окружающую этого человека. Я использовала большущий опросник симптомов, помогающий сориентировать, какие анализы сдавать дальше, и умела читать анализы и сопоставлять их, создавая целостную картину. А вот дальше важно понимать, что человек по свою сторону экрана может реально сделать. Иногда руки опускаются. Отчасти поэтому я в прошлом году отложила это в сторону.
Но “отложила в сторону” не значит “совсем забыла об этом”, а значит “пошла выяснять, чего я могу добрать из того, чего не хватает”. Завтра напишу о том, что накопала в сфере консультирования по изменению привычек.
(1) Beidelschies M, Alejandro-Rodriguez M, Ji X, Lapin B, Hanaway P, Rothberg MB. Association of the Functional Medicine Model of Care With Patient-Reported Health-Related Quality-of-Life Outcomes. JAMA Netw Open. 2019;2(10):e1914017. doi:10.1001/jamanetworkopen.2019.14017